Агуня Станишница
Сообщения : 1213 Дата регистрации : 2013-12-06
| Тема: Психология потребления Вт Янв 14 2014, 02:54 | |
| Наткнулась на небольшой очерк , который меня заинтересовал. - Цитата :
- Львиная доля современных "модных брендов" ориентирована исключительно на потребление бедными слоями населения, поскольку интенсивно педалирует иллюзию "приобщения к жизни элиты". Это полнейшая глупость и неправда, потому что настоящая элита эти самые "модные бренды" (Gucci, Rolex, Louis Vuitton, Mercedes и т.п.) не использует ни при каком раскладе, однако пауперы-простаки легко клюют на замануху и разводятся на последние кровные.
- Тыц:
Давно собираюсь высказаться по этому животрепещущему вопросу, но все никак повод не подворачивался. А тут вот раз и подвернулся - из наблюдения за форумной дискуссией, как часто случается в последнее время.
Разумеется, ничего обобщающего на тему бедности сказать не получится, потому как не то что поста, одной монографии не хватит, чтобы объять это сложнейшее в метафизическом плане явление нашей жизни. Ведь бедность выходит далеко за рамки банального материального статуса: это и состояние души (бедность, нищета духа), и религиозное вожделение (нестяжательство), и сознательный социальный выбор (дауншифтерство или "уход" в дворники), и единственная реальность, данная в ощущения (в какой-нибудь Эритрее, Судане или Брунее).
Короче говоря, не надеясь объять необъятное, хочу затронуть в сегодняшнем посте один-единственный косвенный аспект бедности, а именно - отношение её к бренду, то есть к модному тренду. Как я уже сказал, мысли навеял обмен репликами на одной из моих веток форума.
Алексей Рыбаков пишет: "Ну что, действительно кто-то верит, что два движка по 8 горшков склеенных встык + корпус из углепластика могут стоить два лимона зелени без поправочного 10-кратного коэффициента на понты?" (Это - поверите ли - Алексей высказывается в адрес Bugatti Veyron - С.Г.)
Сергей Шамов отвечает: "Естественно, никто не верит. Но сам вопрос поставлен неправильно. Никто и не должен в это верить. Прибавочную стоимость создаёт непосредственно сам бренд. Бедные люди, не склонные платить живые деньги просто за бренд, никогда не смогут понять того, в чём заключается фишка. Они вне этой игры. И их рассуждения о том, что бренд ничего не значит, и это просто понты, просто смешны. Они подобны рассуждениям того, кто, не понимая сути игры в футбол, удивляется тому, почему никто не даст каждому футболисту по мячу. В каждой игре есть правила. А если не знаешь правил, то просто отойди в сторонку и не строй из себя эксперта-аналитика, которой внезапно для всех понял, что игра не имеет смысла. В любом случае всё, что обычный человек может сказать против этой игры, уже есть в книге Наоми Кляйн "No Logo". Зачем повторять банальности?"
Собственно, отталкиваясь от этого обсуждения, и хочу внести коррекцию в общепринятое заблуждение про бедность. Коррекция моя основана на весьма и весьма интенсивном опыте общения с врожденным богатством. Слово "врожденный" здесь не случайно. Богатство как стабильное внутреннее состояние проявляется исключительно через два-три поколения. То, что мы наблюдаем в России и прочем СНГ - страту нуворишей (внезапно, быстро и случайно разбогатевшей публики) - к настоящему богатству отношения не имеет даже косвенного. Это так, случайное недоразумение. Сегодня есть, завтра нет, сегодня пришло, а завтра ушло так же, как и пришло - быстро и бестолково. Но главное даже не ликвидность состояния, главное - полное несоответствие внутреннего мира нувориша его материальному достатку (то есть формальному богатству). Внутри нувориша бьётся сердце оборванца (какими, собственно, все мы всегда были и останемся в обозримом будущем), поэтому поведение нувориша (отечественного ли, румынского, индийского, бразильского, китайского, американского - значения не имеет) сводится к безумным и безвкусным телодвижениям, единственное назначение которых и смысл - преодолеть невроз диссонанса между внешним богатством и совершенно неадекватным этому богатством внутренним миром.
Разумеется, ни о каком моем собственном опыте богатства речи нет и быть не может: мы все, как было сказано, вышли из одной портянки и в неё же нас и закутают при погребении. Мне, однако, довелось встретиться и интенсивно пообщаться с вереницей людей, которые не первое столетие принадлежат к семейным богатым кланам. В первую очередь речь идёт о группе влиятельных членов республиканской партии, входящих в ближний круг президентов Рейгана и Буша-старшего (т.н. Eagles), с которыми меня познакомил мой учитель Боб Старер. Знакомство состоялось в Москве и продолжилось уже в Америке. Я жил у Боба дома несколько месяцев и, навязавшись в спутники, практически ежедневно перемещался с ним на частном LeerJet между ротарианскими клубами в Вирджинии и Пенсильвании, ранчо в Колорадо, резиденциями на Манхэттене и самолетным городком во Флориде Спрус-Крик (поглядите на досуге - http://www.7fl6.com/ - на этот уникальный островок роскоши во Вселенной).
Конечно, при таком поверхностном общении, да и при статусе явного аутсайдера, никакие сокровенные нюансы жизни врожденно богатого сословия не открывались, да и не могли открыться по умолчанию. Однако и того, что я наблюдал, вполне достаточно, чтобы сформулировать однозначное правило отношения исторической элиты американского общества к тому, что называется "бренд" и модные тренды. Правило просто: "бренд" - это моветон!
Важно, что не сам объект материальной культуры достоин порицания, а оценка объектов по критерию "бренда". То есть если человек делает выбор в пользу какой-то вещи потому, что она модна и является крутым "брендом", то этот человек происходит из совершенно иного круга. Как правило, либо из бедного сословия, либо из нуворишей.
Проиллюстрирую сказанное лишь двумя примерами. Один раз я покупал косметику в подарок вместе с женой Боба Мёрл Старер. Мёрл в тот момент выступала в роли советчицы :)Заприметив в молле бутик L’Oreal, я практически на автомате потянул свою спутницу в сторону единственного французского "бренда" на моем совковом слуху. Мёрл мгновенно меня осадила: "Сергей, зачем тебе L’Oreal?". "То есть?!" "Ну, вот же, смотри - это наша американская фирма Oil Of Olay - качество лучше, натуральнее и дешевле при этом в два раза!"
Это говорила женщина, которая собственноручно управляла реактивным самолетом, а по земле перемещалась на красной Testa Rossa и перламутровом XJ6 (о последнем Мёрл высказывалась крайне нелицеприятно - ломается постоянно!)
Второй пример. В 1995 году я уже вовсю демонстрировал техногенную странный человекию и, проживая у Боба Старера, вовсю заказывал компьютерные бирюльки по PC Shopper. У меня уже был ноутбук (Pinnacle Micro), но мне зачем-то захотелось Think Pad. Последний стоил около 6 тысяч, да и то у Нью-Йоркского дискаунтера. Господи, сколько же упреков я выслушал от Боба по поводу этой покупки! Это и "нужно быть сумасшедшим, чтобы тратить на лаптоп ШЕСТЬ ТЫСЯЧ долларов!", и "Сергей, ты НЕ ДОЛЖЕН покупать сейчас эту игрушку!" (потому что ростом не вышел и цена гаджета вопиюще диссонировала с моим реальным финансовым положением), и "Почему непременно Think Pad?! Почему не Dell?!"
Опять же, это говорил мужчина, тративший 50 тысяч в месяц на содержание реактивного самолета (топливо, зарплата запасного пилота - Боб, как и Мёрл, водил LeerJet по большей части сам, аренда нескольких ангаров и проч.), и постоянно тыкавший мне в нос золотым Ролексом.
Читатели наверняка уловили противоречие в моем рассказе! Как же так: заявил о равнодушии врожденного богатства к "брендам", а сам только что доказал обратное, это же видно невооруженным глазом, что оба Старера лишь прикрываются разговорами о равнодушном отношении к "брендам" и необходимости выбора объектов материальной культуры по их внутренней ценности и практичности, в то время как сами демонстрируют вопиющее "брендопоклонство"! Все эти LeerJet, Ferrari, Rolex!
Казалось бы, противоречие налицо, но вы меня, други, конечно же, не поймали :)Дело в том, что Стареры - это... образцово-показательные американские нувориши! В первом поколении. Поэтому жажда понтовать и приобщаться к модным "брендам" прёт через край.
Откуда тогда все эти разговоры про Oil Of Olay и скромные, но практичные модели лаптопов? Вот тут как раз и соль всего нашего сегодняшнего разговора. Боб и Мёрл Стареры уже начали усваивать элементы культуры врожденного богатства (той самой элиты общества в нескольких поколениях), с которыми им приходилось общаться постоянно. В ТОМ обществе, куда мой учитель бизнеса стремился всеми фибрами души, царила рачительная практичность, скромность и полное равнодушие к модным цацкам.
Ограничусь лишь одним именем - Джордж Пилсберри. Мы познакомились в Москве (он возглавлял группу Eagle, которую Старер привез для встречи с Горбачёвым и на предмет инвестиций в перспективную, как тогда наивно казалось, экономику РФ). Помню, меня поразила внешность пожилого джентльмена - скромнейшего вида костюмчик, no-name часы, потертый плащ. Боб перехватил мой недоуменный взгляд и благоговейным шепотом открыл страшную тайну: "Каждая третья булка в Америке - его!"
Короче говоря, если и эту тему развивать, то тоже хватит на целую книгу. Посему умолкаю и подвожу черту.
- Львиная доля современных "модных брендов" ориентирована исключительно на потребление бедными слоями населения, поскольку интенсивно педалирует иллюзию "приобщения к жизни элиты". Это полнейшая глупость и неправда, потому что настоящая элита эти самые "модные бренды" (Gucci, Rolex, Louis Vuitton, Mercedes и т.п.) не использует ни при каком раскладе, однако пауперы-простаки легко клюют на замануху и разводятся на последние кровные.
- Существует так называемая категория "статусных брендов" (Patek Philippe, Chopard, LeerJet, Rolls Royce и т.д.), которая предназначена для потребления в среде нуворишей, стремящихся утвердиться в бизнес-тусовке высокого полёта. Здесь, однако, "бренд" не проявляет себя в чистом виде, а является атрибутом ритуала. Как, например, галстук или пошитый портным костюм. Опять же, весь этот brand code действует исключительно в среде нуворишей, поскольку, начиная с определенного уровня, все статусные коды отменяются и тамошние небожители легко и непринужденно могут позволить себе (и предпочитают!) ходить в джинсах, пуловерах, носить на руке G-Shock и ездить на Volvo. Так что, опять же, "статусный бренд" - удел стремящихся, а не завсегдатаев.
- Наконец, последнее: психологию и маркетинг "высокотехнологичного бренда" я анализировал 8 лет назад в статье про Кирби (в "Бизнес Журнале" - непременно прочитайте, если ещё этого не сделали). Резюме по данной категории такое же, что и в первом варианте - всё это удел, выбор и объект вожделения бедного человека.
А что определяет ваш выбор товара ? | |
|
igo
Сообщения : 757 Дата регистрации : 2013-12-06 Откуда : Москва
| Тема: Re: Психология потребления Вт Янв 14 2014, 14:33 | |
| - Агуня пишет:
- Наткнулась на небольшой очерк , который меня заинтересовал.
- Цитата :
- Львиная доля современных "модных брендов" ориентирована исключительно на потребление бедными слоями населения, поскольку интенсивно педалирует иллюзию "приобщения к жизни элиты". Это полнейшая глупость и неправда, потому что настоящая элита эти самые "модные бренды" (Gucci, Rolex, Louis Vuitton, Mercedes и т.п.) не использует ни при каком раскладе, однако пауперы-простаки легко клюют на замануху и разводятся на последние кровные.
А что определяет ваш выбор товара ? Интересно, а что же тогда потребляет элита? На самом деле это ерунда. Наша элита потребляет и ещё как. А мой выбор определяет разное. Качество, функциональность, цена.... В зависимости от того, что это за товар возможны различные нюансы. Я, конечно, не брезгую обращать внимание на бренды, но глаза они мне не застят. Расцениваю их только как минимальных гарантов качества. | |
|
Aloha oe
Сообщения : 419 Дата регистрации : 2014-01-07 Возраст : 61 Откуда : москва-Ессентуки
| Тема: Re: Психология потребления Вт Янв 14 2014, 16:36 | |
| Одежду я выбираю быстро , если проведу в магазине больше получаса , скорей всего останусь без покупки. Только я прихожу покупать конкретную вещь мне необходимую. А технику я выбираю долго , сначала шарю в интернете по ценам и характеристикам , потом ищу форум по теме и несколько дней даю себе остыть. И только потом дозреваю до покупки. Мобильник я тоже купил дешевый , очень им доволен, зарядки на неделю хватает ,маленький и легкий большего мне от него не надо. ) | |
|